Что такое ЖКХ, как расшифровывается, что входит и какие функции выполняет?
Содержание статьи
ЖКХ (жилищно коммунальное хозяйство) – государственное или частное образование, исполняющее функции контроля благоустройства и обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов. Согласно закону, определение полномочий организации не ограничивается только многоквартирными домами или городскими зданиями. В ведении ЖКХ находятся все объекты жилищного фонда, придомовые территории, а также общественные территории населенных пунктов.
Общие сведения
Услуги ЖКХ направлены на обеспечение комфортной жизнедеятельности граждан в сфере получения коммунальных услуг, развития транспортной структуры, безопасного использования жилых и нежилых объектов, а также в рамках обеспечения других потребностей человека. ЖКХ – это социальное учреждение, которое призвано облегчать повседневную жизнь граждан, но также предприятие исполняет экономические функции, направленные на предоставление платных сервисов и контроль за их работой.
В 2018 году в полномочия хозяйства входят обязанности обеспечения людей:
- светом;
- водой;
- газом;
- центральным отоплением;
- канализацией и вентиляцией.
Успешность исполнения поставленных задач (даже платных) не всегда зависит от хозяйственного отдела. Несмотря на работу инженеров, своевременное обслуживание коммуникаций и капремонт, наблюдается нарушение эксплуатационных характеристик сантехники, проводки и отопительных приспособлений. Это требует дополнительных денежных вливаний, которых у местных властей не всегда достаточно.
Юрист широкого профиля. Специализируется на жилищных вопросах, договорах ДДУ, судах с застройщиками и семейном праве
Жилищно-коммунальное хозяйство города Москвы
ЖКХ РФ делятся по территориальному принципу и в каждом регионе есть свои актуальные сложности, требующие экстренного решения. Местная администрация столицы также вынуждена решать проблемы, связанные с домоуправлением. Так, учитывая населенность города Москвы и количество построек, требующих постоянного внимания, особо остро стоит вопрос финансового обеспечения.
Внимание! Для жителей России доступна бесплатная консультация юриста по телефону: +7 (800) 101-42-64
Правительство города отмечает следующие особенности деятельности столичных органов ЖКХ:
- активная эксплуатация коммуникаций;
- нерегулярное техобслуживание инженерных комплексов, что связано с отсутствием достаточного количества специалистов;
- невозможность проведения своевременного капитального ремонта, что связано с отсутствием финансового обеспечения;
- помощь гражданам оказывается преимущественно при возникновении экстренных ситуаций;
- производимой оплаты по тарифам недостаточно для обеспечения эффективной работы хозяйственной службы.
В каждом городском районе действует свое локальное управление, диспетчер которого уполномочен принимать письменные и устные заявления граждан с последующим направлением профильных специалистов для устранения выявленных проблем.
Финансовые проблемы ЖКХ
Сфера ЖКХ финансируется бюджетными средствами, а потому в 2018г проблема недостатка денежных средств ощущается особенно остро. Возникновение трудностей связано со следующими причинами:
- неуплата стоимости использованных сервисов (как показывает практика, в каждой сфере обслуживания ЖКХ есть задолженности);
- смена стандартов оплаты услуг (снижение стоимости за счет субсидии, нормативные показатели потребления);
- утрата большой доли дотаций, которые ранее выделялись Министерству строительства;
- отсутствие счетчиков, поэтому фактическое потребление в разы превышает нормативы использования и, соответственно, оплату.
Обслуживание сантехники, электрики и других коммуникаций осуществляется мастерами ЖКУ, которых недостаточно для своевременной проверки состояния систем. Может быть использована практика привлечения специалистов извне, но у бюджетов муниципалитетов не хватает денег для финансирования внешних мастеров.
Преобразование сектора
Развитие этой отрасли происходит с учетом текущих проблем и попытками их устранить. Основания задача, которая ложится на плечи областных образований, организация новой системы работы с максимальной денежной экономией и сохранением качества обслуживания.
С этой целью структура ЖКХ будет реорганизована по следующим направлениям и принципам:
- расширение системы ЖКХ путем формирования многоуровневой вертикальной структуры контроля;
- предоставление права на исполнение функций на коммерческой основе (это стало основанием возникновения конкуренции, а также улучшением деятельности отдельных локальных подразделений);
- выдача Указа о становлении различных тарифов на оплату услуг по территории РФ (зафиксированы нормативы потребления, а также характеристики жилых объектов, которые исключают право на субсидии и социальные дотации);
- постепенный перевод на принципы самоуправления, когда финансовая ответственность будет относиться только к конкретному ЖКХ (организация должна сама себя окупать без получения дополнительных ассигнаций из бюджета);
- индивидуальное субсидирование исходя из финансовых возможностей потребителей.
Такая информация про реорганизацию ЖКХ дает надежду, что это повлечет улучшение финансирования (самообеспечения) и положительно скажется на обслуживании коммунальных систем.
Внимание! Для жителей России доступна бесплатная консультация юриста по телефону: +7 (800) 101-42-64
Соцзащита населения
Постановлениями Правительства ежегодно принимаются новые документы в сфере организации деятельности жилищно-коммунальных хозяйств. Главное внимание уделяется социальной защите населения, что проявляется в предоставлении льгот и дотаций при оплате коммунальных сервисов. Так, основные действия направлены на проведение следующих мероприятий:
- гарантия субсидирования, рассчитанная на принципах индивидуальности (на практике это расшифровывается путем отображения основных требований к объектам недвижимости, а также финансовому состоянию жильцов);
- предотвращение некачественного исполнения вверенных обязанностей по обслуживанию коммунальных систем;
- несанкционированное отключение услуг;
- увеличение тарифов.
Если со стороны конкретного органа были допущены существенные нарушения при исполнении обязанностей, то у жильцов есть право направить жалобу на действия должностного лица. К процедуре можно привлечь юриста, который поможет защитить свои интересы.
Тарификация
Получение собственниками квартир коммунальных услуг требует обязательной взаимной оплаты. Но на сегодняшний день проблема взыскания выплат с граждан связана с необоснованными размерами тарифов. Так, учет потребленных ресурсов происходит на основании принятых нормативов, которые могут значительно отличаться от фактически использованных сервисов. Кроме того, граждане, которые платят фиксированные суммы без учета использованных сервисов, считают своей обязанностью потратить больше, нежели было оплачено.
Это ведет к тому, что коммерческие организации, являющиеся провайдерами услуг, несут дополнительные траты, не обоснованные потребностями граждан. Так, согласно последним изменениям законодательства, с целью снижения тарификации принято решение принудительного монтирования счетчиков на воду, газ и свет. Это единый вариант сохранения низкой стоимости коммунальных услуг при сохранении качества работы.
Задачи тарифного регулирования
Поверка цен на коммунальные сервисы происходит с учетом ведомственной инструкции. Так, за основу принимается средний расчет материальных затрат коммерческих предприятий, предоставляющих сервисы. Также считаются средние нормы потребления услуг. Эти цифры условные, а потому на практике провайдеры получают совсем малую толику дохода. А если ломается техническое оборудование (например, трубопровод), провайдеру придется самостоятельно устранять неполадки, что влечет дополнительные траты.
Приказом Министерства строительства разработаны следующие рекомендации по стабилизации платежей и их приведению к адекватному уровню, а именно:
- снижение затрат на организацию работы с сохранением качества исполняемой деятельности;
- использование внешних инвестиций;
- развитие конкуренции;
- подготовка финансовой основы для работы;
- повышение самостоятельности организаций.
Планирование
Расшифровка действующих тарифов связана с несколькими аспектами. Первый – это средние нормы потребления сервисов, а второй – ориентировочные затраты, которые понесет провайдер коммунальных сервисов. Третий – платежеспособность граждан, но это условный показатель, поскольку учитывает среднюю зарплату населения, а она может сильно отличаться в зависимости от региона и занимаемой должности.
Процесс планирования включает анализ текущих показателей, пересмотр цифр за бывшие периоды, а также прогнозирование будущих затрат. Полученный результат является нормой за использование одной единицы конкретного вида услуг.
Дополнительные задачи
Кроме предоставления коммунальных сервисов, ЖКХ исполняют функции по благоустройству территорий возле домов, проведению текущего ремонта, а также организации капремонта. Для улучшения взаимодействия между жильцами и муниципальными организациями, формируются специальные представительские органы. Это могут быть товарищества жильцов или коммерческие управляющие компании.
Как показывает практика, ежегодно затраты граждан на покрытие стоимости воды, газа, света и других ресурсов продолжают расти. На текущий день люди компенсируют больше 60% стоимости ресурсов, тогда как в начале столетия эта цифра варьировалась в пределах 4%. Правительство надеется, что до 2040 года ЖКХ будет полностью финансироваться населением.