Юридическая консультация по телефону
8 (800) 101-42-64
По Москве и Московской обл.
Работаем круглосуточно
Также Вы можете задать вопрос онлайн прямо на сайте
Консультации абсолютно бесплатны и ни к чему Вас не обязывают
26
юристов сейчас
в режиме онлайн
Задать вопрос

Ответственность по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ

Автор статьи
Исаев Андрей Александрович
Время на чтение: 8 минут
АА
Ответственность по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ

Алименты статья коап рф

12 Решение Ленинского районного суда Волгоградской области от 29 марта 2021 г. по делу № 12-23/2021.

Административная ответственность за неуплату алиментов

Действие административного закона во времени регулируется ст. 1.7 КоАП РФ, в соответствии с которой лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Частью 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность родителей за неуплату без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Указанная норма введена Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 326-ФЗ и вступила в силу с 15 июля 2016 года.

До этой даты административная ответственность за неуплату средств на содержание не была установлена.

В то же время ст. 157 УК РФ в редакции, действовавшей до 15 июля 2016 года, предусматривала уголовную ответственность за злостное уклонение от уплаты по решению суда средств на содержание детей.

С 15 июля 2016 года установлена уголовная ответственность за неуплату без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, если это деяние совершено неоднократно, то есть лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда такое лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Новое правовое регулирование направлено на уточнение диспозиции ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации, ранее (до 15 июля 2016 года) охватывающей в том числе бездействие, связанное с систематическим уклонением от уплаты средств на содержание детей. При этом введение административной ответственности за неуплату без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, и ее разграничение с уголовной ответственностью осуществлено с сохранением уголовно-правовой защиты имущественных интересов детей и, следовательно, не может рассматриваться как ослабление мер правовой ответственности лиц, виновных в неуплате средств на содержание таких детей, а также не должно приводить к уклонению от ответственности виновных лиц.

Выходцева Анна Сергеевна
Мнение эксперта
Выходцева Оксана Сергеевна

Юрист широкого профиля. Специализируется на семейных вопросах, гражданском, уголовном и жилищном праве

Задать вопрос юристу
Поскольку способом совершения административного правонарушения является бездействие, выраженное в неуплате без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, указанное правонарушение является длящимся и будет считаться оконченным с момента его выявления (обнаружения) либо добровольного прекращения лицом действий по неуплате средств на содержание детей.

Таким образом, в случае, если исполнительное производство было возбуждено до 15 июля 2016 года и после этой даты выявлена неуплата средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, длительностью более двух месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, то такое лицо может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ.

Привлечение к ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ

Статья 5.35 КоАП РФ предусматривает ответственность родителей и иных законных представителей, в круг которых входят усыновители, опекуны и попечители. Основанием для привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ является неисполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних. С одной стороны, законодатель полностью перечислил то, что должны делать родители. Но с другой – такая широкая формулировка порождает много вопросов.

Неисполнение обязанности по содержанию ребенка

25% детей в нашей стране живут в нищете 1 . Это значит, что родители каждого четвертого ребенка не в состоянии обеспечить ему даже прожиточный минимум. Если буквально толковать ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, можно прийти к выводу, что эти родители не исполняют обязанность по надлежащему содержанию несовершеннолетних. В то же время исследования показывают, что ухудшение материального положения семей часто связано с рождением ребенка 2 . Неудивительно, что родителей не привлекают к ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ только из-за маленькой зарплаты – в современной судебной практике таких дел нет.

Раньше в ненадлежащем содержании ребенка обвиняли родителей, которые не платили алименты. Но в 2016 г. в КоАП РФ была введена ст. 5.35.1, которая предусматривает ответственность за уклонение от уплаты алиментов, если в действиях должника нет признаков преступления. С того момента нерадивых родителей привлекают к административной ответственности именно по ст. 5.35.1 КоАП РФ. Например, Тохиров был обязан уплачивать алименты в размере четверти своего заработка на содержание малолетнего сына. Но с сентября 2020 г. по август 2021 г. деньги он не перечислял. Объяснил он это тем, что потерял работу и не мог найти новую. Суд проблемы с трудоустройством должника решил, признав его виновным в уклонении от уплаты алиментов и назначив ему наказание в виде обязательных работ 3 .

В последние годы родителей не привлекали к ответственности за ненадлежащее содержание ребенка по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ. Это связано со спецификой доказывания правонарушения. Для судов и правоохранительных органов единственным доказательством того, что родитель не оказывает финансовую помощь ребенку, является справка от пристава о долге по алиментам. В иных случаях государство будет считать, что несовершеннолетний получает деньги.

Неисполнение обязанности по защите прав ребенка

Всем понятно, что родители должны защищать права и интересы ребенка. Неясно только, где должны проходить границы такой защиты и когда может вмешиваться государство. Например, мать решила не обращаться в суд с заявлением о взыскании алиментов с отца и тем самым лишила ребенка права на получение содержания от обоих родителей. Или родители не стали писать заявление в полицию после того, как хулиган ударил их сына, а значит, лишили его права на судебную защиту. Вместе с тем у матери просто может не быть ресурсов на судебные тяжбы. А родители могут обоснованно считать, что привлечение полиции усугубит конфликт.

За все время существования ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ почти не было случаев привлечения родителей к ответственности только за неисполнение обязанности по защите прав и интересов ребенка. Например, люблинский межрайонный прокурор Москвы потребовал привлечь к ответственности Заплавного. Его сын принял участие в несанкционированном митинге и был задержан. С точки зрения прокурора, это значило, что отец не защищал права ребенка. Как связаны между собой задержание и исполнение этой родительской обязанности – неизвестно. Также непонятно, почему претензии возникли именно к отцу, ведь ребенок живет в полной семье. Внятной аргументации прокурор не привел. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите прав (КДНиЗП) отказалась привлекать отца к ответственности. Люблинская прокуратура попыталась оспорить это решение в суде. Но суд указал, что «факт установления участия несовершеннолетнего в несогласованном публичном мероприятии сам по себе не является доказательством наличия в действиях его отца состава правонарушения» 4 .

Аналогичная ситуация возникла в Тюмени. КДНиЗП не увидела оснований для привлечения матери к ответственности за то, что ее дочь пошла на несанкционированный митинг. Однако в данном случае районный суд встал на сторону прокуратуры и потребовал от комиссии пересмотреть решение. С этим не согласилась мать и отправилась в вышестоящую инстанцию. Там ее поддержали и указали, что оснований для привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ не имеется 5 .

Неисполнение обязанности по воспитанию ребенка

Ненадлежащее воспитание обычно ставят в вину родителям, чьи дети совершили правонарушение. Например, несовершеннолетний Винчук, толкнув одноклассника, причинил легкий вред его здоровью. Хотя инцидент случился в школе, КДНиЗП посчитала, что это произошло, потому что родители ребенка должным образом его не воспитали. Суд согласился с точкой зрения КДНиЗП 6 .

За причиненный ребенку вред к ответственности привлекут школу, а в некоторых случаях – провинившегося ученика или его родителей. На что вправе рассчитывать родители пострадавшего ребенка?

Однако привлечение родителей к ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ возможно, только если обвинения в адрес подростка доказаны. Скажем, если в отношении ребенка пока лишь возбуждено уголовное дело, то родителей не могут наказать со ссылкой на ст. 5.35 КоАП РФ, так как до вынесения обвинительного приговора их ребенок считается невиновным. Более того, даже факт совершения преступления еще не значит, что ребенок был дурно воспитан. Его могли запугать старшие товарищи, он мог стать жертвой шантажа или манипуляций.

Иногда в ненадлежащем воспитании обвиняют тех родителей, кто вел себя неподобающим образом при ребенке или бросил малолетнего без присмотра. Например, Белоногов, будучи в состоянии алкогольного опьянения, в присутствии сына устроил ссору с женой и избил ее. Скандал испугал ребенка, и он убежал из дома. Суд указал, что способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей. С точки зрения судьи, пьяная драка является примером такого обращения, даже если ребенок не пострадал. Сложно спорить с тем, что подобные действия свидетельствуют о ненадлежащем воспитании, ведь воспитание – это прежде всего личный пример. Дети перенимают модель семейной жизни и варианты поведения родителей. А пьяный отец, избивающий мать, не может считаться достойным примером для подражания 7 .

Районная прокуратура

Часть 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за неуплату родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Влечет обязательные работы на срок до ста пятидесяти часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере двадцати тысяч рублей.

Часть 2 ст. 5.35.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за неуплату совершеннолетними трудоспособными детьми без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание нетрудоспособных родителей в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Влечет обязательные работы на срок до ста пятидесяти часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере двадцати тысяч рублей.

Помощник прокурора Духовщинского района Амелина М.С.

  • Совет депутатов
  • Администрация
  • Нормативно-правовые документы
  • Структурные подразделения
  • Поселения района
  • Контрольно-ревизионная комиссия
  • Муниципальные услуги
  • Муниципальный заказ
  • Муниципальный контроль
  • Противодействие коррупции
  • Административная комиссия
  • Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации
  • Обращения граждан
  • Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
  • Градостроительство
  • Открытые данные
  • Общественный совет
  • Территориальное планирование
  • Территориальная избирательная комиссия
  • Муниципальные услуги, оказываемые муниципальными учреждениями
  • Территориальное общественное самоуправление
  • Информационные системы
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Кадровое обеспечение
  • Историческая справка
  • Антимонопольный комплаенс
  • Стандарт развития конкуренции
  • Механизмы управления качеством образования
  • Для служебного использования

Обобщение дел, предусмотренных ст.5.35.1 КоАП РФ

Обобщение судебной практики рассмотрения мировым судьей судебного участка № 6 Центрального района г.Оренбурга дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за 2017 – 2019 г.г.

Статья 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), предусматривающая административную ответственность за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, введена в КоАП РФФедеральным законом от 03 июля 2016 года N 326-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» и вступила в силу с 15 июля 2016 года.

По части 1 статьи 5.35.1 КоАП РФ в 2017 году окончено производством 5 дел, в 2018 – 9 дел, 2019 – 8 дел.

Статьей 5.35.1 КоАП РФ устанавливается ответственность за неуплату родителем (ч. 1) либо совершеннолетними трудоспособными детьми (ч. 2) без уважительных причин средств на содержание детей (ч. 1), нетрудоспособных родителей (ч. 2) в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства.

Изучение показало, что во всех делах вмененный период неуплаты составлял более двух месяцев.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 года, Верховным Судом РФ были даны разъяснения по данному вопросу. В Обзоре указано, что, поскольку способом совершения административного правонарушения является бездействие, выраженное в неуплате без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, указанное правонарушение является длящимся и будет считаться оконченным с момента его выявления (обнаружения) либо добровольного прекращения лицом действий по неуплате средств на содержание детей.

Исходя из положений ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях по ст. 5.35.1 КоАП РФ рассматриваются мировыми судьями.

Территориальная подведомственность дел данной категории регулируется ст. 29.5 КоАП РФ, согласно которой дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

Однако анализ объективной стороны данного административного правонарушения свидетельствует о том, что оно совершается в форме бездействия.

В связи с этим при определении территориальной подсудности рассмотрения дел данной категории необходимо учитывать разъяснения, содержащиеся в подп. «з» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5, согласно которым территориальная подсудность дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, должна определяться местом жительства физического лица.

При изучении дел данной категории ошибок в территориальной подведомственности не выявлено.

Административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.35.1 КоАП РФ, в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ имеет 3-годичный срок давности привлечения к административной ответственности. Все дела рассмотрены в пределах срока.

Из рассмотренных в 2017 – 2019 г.г. 22 дел, предусмотренных ст. 5.35.1 КоАП РФ, окончено производство по 20 делам в отношении мужчин, в отношении женщин — по 2 делам.

Субъектами дел об административных правонарушениях являются физические лица, в связи с этим в силу положений ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ им должно быть обеспечено право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Судьей разъясняются права и обязанности лицам, привлекаемым к административной ответственности. В материалах дела имеются протоколы разъяснения прав, в которых указано о том, что лицу разъяснялись ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 25.2 КоАП РФ потерпевшим признается лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Исходя из ч. 3 ст. 25.2 КоАП РФ право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.

Согласно ч. 4 ст. 25.3 КоАП РФ законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении представляемых ими лиц.

Миронова Анна
Мнение эксперта
Миронова Анна Алексеевна

Юрист широкого профиля. Специализируется на жилищных вопросах, договорах ДДУ, судах с застройщиками и семейном праве

Задать вопрос юристу
В связи с указанными нормами потерпевшими по данной категории дел следует признавать как самого ребенка, на содержание которого взысканы алименты, так и родителя (лица, его заменяющего), в пользу которого взыскиваются алименты.

Если ребенок находится в социальном учреждении, потерпевшим признается сам несовершеннолетний ребенок, поскольку при нахождении ребенка в социальном учреждении алименты поступают на счет несовершеннолетнего, что исключает причинение вреда имуществу учреждения. Поэтому правильной является позиция, когда представитель учреждения, в котором находится несовершеннолетний, привлекается в качестве его законного представителя, а не в качестве потерпевшего.

Судебным приставом-исполнителем опрашиваются потерпевшие (законные представители), материалы дела содержат их объяснения, при этом потерпевшим разъясняются их процессуальные права и обязанности.

В основном это обусловливается работой судебного пристава: от потерпевшего имеется либо заявление о привлечении к административной ответственности, либо объяснение, в котором отражено мнение потерпевшей о привлечении должника к административной ответственности, телефонограмма об уведомлении о возбуждении дела об административном правонарушении, расписка об извещении о рассмотрении дела в суде, заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Санкция ч. 1 и 2 статьи 5.35.1 КоАП РФ предусматривает назначение обязательных работ либо административный арест или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест.

КоАП РФ связывает производство по делу об административном правонарушении, совершение которого влечет административное наказание в виде административного ареста, с необходимостью исполнения лицами, осуществляющими производство по делу, ряда специальных требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест как связанное с лишением лица свободы, а потому наиболее строгое административное наказание, применяемое к гражданам, может быть назначен в исключительных случаях и только судьей.

Протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ).

Частью 4 ст. 29.6 КоАП РФ установлен сокращенный срок рассмотрения дела о таком административном правонарушении — в день получения протокола и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

В силу ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, во всех случаях является необходимым.

Изучение дел показало, что судебные приставы в день составления протокола об административных правонарушениях передают его вместе с административным материалом на рассмотрение в суд.

Кроме того, требования ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ о том, что дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, должно быть рассмотрено мировым судьей в день получения протокола об административном правонарушении либо отложено с указанием причин.

Например, из дела об административном правонарушении в отношении Влацкого Д.Ф., усматривается, что протокол об административном правонарушении составлен судебным приставом 06.12.2017 года, дело направлено мировому судье для рассмотрения 06.12.2017 года. Определением о назначении судебное заседание назначено на 06.12.2017 года и было рассмотрено в этот день.

Мировой судья назначает рассмотрение дела в день поступления материала.

Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат следующие обстоятельства:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу требований ст. 26.2 КоАП РФ указанные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств по делу об административном правонарушении, к которым относятся протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности, показания потерпевшего, свидетелей, заключения эксперта, иные документы, а также показания специальных технических средств, вещественные доказательства.

При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).

При рассмотрении дел данной категории является обязательным наличие в материалах дела следующих сведений:

1. Статьей 5.35.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неуплату алиментов в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, в связи с этим материалы дела должны содержать сведения об основаниях возбуждения исполнительного производства (судебный приказ, решение о лишении родительских прав, решение об установлении отцовства). Выяснение указанных обстоятельств образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.35.1 КоАП РФ.

2. Сведения о возбуждении исполнительного производства и предупреждениях судебного пристава-исполнителя, период формирования и размер задолженности по алиментам (постановление о возбуждении исполнительного производства, расчет задолженности).

3. Поскольку в соответствии с п. 1 и п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

— непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

— сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27 и ст. 14.52 настоящего Кодекса);

— в материалах дела должны присутствовать рапорт судебного пристава-исполнителя или акт об обнаружении административного правонарушения, либо заявление потерпевшего о привлечении лица к административной ответственности, его письменные объяснения или опрос в судебном заседании, а также сведения об уведомлении потерпевшего о возбуждении дела об административном правонарушении и его отношение к данному факту.

Поскольку неоднократность совершения данного правонарушения влечет уголовную ответственность, установление факта неуплаты алиментов является обязательным.

4. Согласно статье 5.35.1 КоАП РФ лицо может быть привлечено к административной ответственности за неуплату алиментов в том случае, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Частью 1 ст. 157 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за неуплату родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, если это деяние совершено неоднократно.

В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

В связи с вышеуказанными нормами, чтобы исключить наличие повторности деяния по ст. 5.35.1 КоАП РФ, судья при рассмотрении дела об административном правонарушении по ст. 5.35.1 КоАП РФ проверяет, привлекалось ли данное лицо к административной ответственности по этой статье ранее. В связи с этим в материалах дела обязательно должны содержаться данные сведения (карточка правонарушений, справка из информационной базы данных).

5. Характеризующий материал в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности (сведения о работе, месте жительства, наличии несовершеннолетних детей, судимости).

6. Сведения о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, знало о своей обязанности по уплате алиментов на содержание ребенка (расписки о получении судебного приказа, уведомлении о возбуждении исполнительного производства и т.д.).

В 2017 – 2019 г.г. всего на судебный участок поступило 22 дела по части 1 статье 5.35.1 КоАП РФ, из них:

— по 1 делу производство по делу прекращено;

— по 1 делу назначено наказание в виде штрафа;

— по 20 делам назначено наказание в виде обязательных работ.

Санкция ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ предусматривает наказание в виде обязательных работ на срок до ста пятидесяти часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере двадцати тысяч рублей.

— по делу в отношении Кузьминых М.П., в котором судья при назначении наказания установил отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств; в качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств учел признание вины, раскаяние в содеянном, наличие на иждивении второго малолетнего ребенка, нахождение Кузьминых М.П. в отпуске по уходу за ребенком, и, назначил наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей;

Статья 5.35.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за неуплату алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка, следовательно, административное правонарушение направлено против интересов несовершеннолетнего. В данном случае наличие несовершеннолетнего ребенка, которому лицо, привлекаемое к административной ответственности, не выплачивает алименты, не может быть признано в качестве смягчающего обстоятельства.

— по делу в отношении Бадретдинова Р.Р., в котором судья при назначении наказания установил отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств; в качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств учел признание вины, раскаяние в содеянном, наличие на иждивении второго малолетнего ребенка, и, назначил наказание в виде обязательных работ на срок 60 часов.

Следует отметить, что в данной статье законодатель устанавливает арест в качестве более строгого наказания, чем обязательные работы.

Постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста судьей не были вынесены.

В каком случае алиментщику грозит арест?

Для возбуждения административного дела против алиментщика нужны следующие условия:

  • алименты взысканы по решению суда / есть удостоверенное нотариусом соглашение об уплате алиментов;
  • с момента возбуждения исполнительного производства по взысканию алиментов прошло как минимум 2 месяца;
  • должник не платит алименты в течение 2 и более месяцев;
  • у алиментщика нет уважительных причин для неуплаты алиментов.

Источники:

http://sp.baxz.ru/administrativnaya-otvetstvennost-za-neuplatu-alimentov/ https://www.advgazeta.ru/ag-expert/advices/nakazanie-za-neispolnenie-roditelskikh-obyazannostey/ https://duhov.admin-smolensk.ru/prokuratura/otvetstvennost-po-ch-1-st-5-35-1-koap-rf/ https://centr6.kodms.ru/press/obobshenie-del-predusmotrennyh-st5351-koap-rf https://odolgah.com/faq/kak-ustroit-dolzhniku-po-alimentam-administrativnyiy-arest-instruktsiya.html

Оцените статью
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Рейтинг автора
Автор статьи
Исаев Андрей Александрович
Юрист широкого профиля. Специализируется на земельном праве, гражданском и уголовном праве
Написано статей
0
Добавить комментарий